Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), размещён на федеральном портале «Российское образование»
Образовательные стандарты и требования
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Зачем нужны ФГОС?
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Собственные образовательные программы организации отсутствуют
Введение новых учебных предметов
Введение нового учебного предмета «Основы безопасности и защита Родины»
1 сентября 2024 года в российских школах вместо урока ОБЖ появится дисциплина под названием «Основы безопасности и защита Родины».
Изучение предметной области «Основы безопасности и защиты Родины» должно обеспечить:
-
физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области;
-
формирование и развитие установок экологически целесообразного и здорового образа жизни;
-
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности и защиты Родины;
-
овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды как естественной основы безопасности жизни;
-
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения;
-
установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей.
Предметные результаты изучения предметной области «Основы безопасности и защиты Родины» должны отражать:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности и защиты Родины;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.»;
Требования к предметным результатам освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья базового курса «Основы безопасности и защиты Родины» определяются с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья, особых образовательных потребностей.»;
Введение нового учебного предмета «Труд (технология)»
Новый предмет «Труд (технология)» появится в школьном расписании начальной и основной школы с 1 сентября 2024 года.
Получить любые навыки смогут и девочки, и мальчики, строгого разделения на группы по половому принципу не планируется.
Ввести уроки «Труд (технология)» во всех школах России с 1 сентября 2024 года требует 273-й Федеральный закон «Об образовании». В декабре прошлого года в него внесли поправки, закрепив труд как обязательный предмет.
Учить что-то делать руками будут на уровне начального общего и основного общего образования, то есть с 1-го по 9-й классы. С 1-го по 4-й классы предмет будут изучать один час неделю. В 5-7-м классах —по два часа в неделю, в 8-9-м классах —по одному часу в неделю.
Подготовленные в Минпросвещения стандарты обучения труду состоят из нескольких модулей — структурных элементов по одной компетенции.
Список обязательных модулей выглядит так:
«Производство и технологии»;
«Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»;
«Компьютерная графика. Черчение»;
«Робототехника»;
«3D моделирование, прототипирование, макетирование».
Одно из важных нововведений — включение в каждый модуль темы «Мир профессий». При этом содержание таких уроков должно отвечать экономическим интересам нашего региона.
Наши учителя уже получили необходимые знания на курсах повышения квалификации и готовы к преподаванию новых предметов.
Введение ФООП с 01.09.2023 года
Нормативно-правовые документы по переходу на ФООП Федерального уровня
С 1 сентября 2023 года школы переходят на новые федеральные основные образовательные программы. Это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования (Федеральный закон от 24.09.2022г. №371-ФЗ)
ФООП начального общего, основного общего и среднего общего образования одобрены Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол №9/22 от 14.11.22, Протокол №10/22 от 21.11.22).
Федеральная образовательная программа начального общего образования
Федеральная образовательная программа среднего общего образования
Федеральная образовательная программа основного общего образования
Что важно знать о внедрении ФООП родителям
Нормативно-правовые документы по переходу на ФООП регионального уровня
Приказ Министерства образования Белгородской области от 17.04.2023 года № 1222
Что такое ФОП в школе
Это Федеральная общеобразовательная программа, в которой содержится новая инструкция обучения и воспитания учеников начальных, средних и старших классов. Для педагогов в ней расписаны учебный план, график, план воспитательной работы.
Перед федеральными рабочими программами учебных дисциплин стоит задача достичь планируемых результатов освоения ФООП. ФОП для школ разработаны на основании ФГОС.
Каждая ступень включает в себя список дисциплин, в отношении которых применяются федеральные рабочие программы. Следовательно, образовательные учреждения не разрабатывают для них свои программы, а используют готовые федеральные:
-
Образовательное учреждение должно использовать ФОП по дисциплинам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в рамках организации начального общего образования.
-
Образовательное учреждение должно использовать ФОП по дисциплинам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках организации основного общего и среднего общего образования.
Задачи федеральной учебной программы
-
Федеральная рабочая программа воспитания имеет цель сформировать, сохранить и укрепить традиционные духовные и нравственные ценности. Главными среди них выделяются жизнь, достоинство, права и свободы гражданина. Школа воспитывает в детях патриотический дух, любовь к семье, сострадание, доброту, справедливость.
-
Задача педагога – объяснить ученику, что духовное имеет большую ценность, нежели материальное, и вселить в него уважение к исторической памяти и преемственности поколений. Таким образом, приоритетным считается единство России.
Федеральная рабочая программа реализуется с целью приобщить детей к российским традиционным и духовным ценностям, в том числе к тому, что ценится в их этнической группе.
Программа предъявляет следующие требования к предметным результатам:
-
Акцентируется внимание на применении приобретенных знаний и навыков.
-
Содержание гарантированного на государственном уровне основного общего образования, которое построено в логике изучения каждой дисциплины, должно быть минимальным.
-
Устанавливается акцент на познании современных явлений и процессов в РФ и всем мире.
-
Устанавливается акцент на изучении состоянии науки в РФ и мире.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- ФГОС Начальное общее образование
- ФГОС Начальное общее образование ОВЗ
- ФГОС Основное общее образование
- ФГОС Среднее общее образование
- ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России №286 от 31.05. 2021 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России №287 от 31.05. 2021 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Зачем нужны ФГОС?
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
единство образовательного пространства Российской Федерации;
преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Что предусматривает ФГОС?
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ;
- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Стандарт является основой для:
- объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов образования (утверждён приказом Минобр РФ от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), размещён на федеральном портале«Российское образование».
ПРИКАЗЫ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.15.2012г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ
- Конституция Российской Федерации
- Конвенция о правах ребенка
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"