
«…Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна…».
Я расскажу об Ольге Федоровне Берггольц, которая для многих ленинградцев в страшные годы блокады стала поэтессой, олицетворяющей стойкость Ленинграда. Тысячи горожан во время блокады собирались возле репродукторов для того, чтобы услышать её стихи, вселяющие надежду на солнце, которое обязательно прорвется сквозь сгустившиеся тучи, голод и холод. Ольга Берггольц стала музой людей, находившихся в блокадном городе.
Многие исследователи её творчества считают это чудом. Малоизвестный автор детских книжек и стихов заставляла обессилевших людей подниматься и идти вперед, помогала жить за гранью человеческих возможностей.
О ней Даниил Гранин сказал: «Ольга Берггольц – особое явление, особая боль, любовь, гордость и ленинградцев, и петербуржцев. Она была красивым человеком. А голос её – поразительный голос».
Три с половиной года её чистый голос, наполненный удивительной энергией, практически ежедневно звучал в эфире. Поразительные выступления Берггольц имели такую силу, что враги внесли её в список советских людей, которые должны быть расстреляны сразу после взятия Ленинграда. Откуда она брала силы, неизвестно. Ольга Федоровна, как и все ленинградцы, сидела на голодном пайке и от истощения была на грани смерти.
«Я никогда героем не была, не жаждала ни славы, ни награды. Дыша одним дыханьем с Ленинградом, я не геройствовала, а жила».
Оля Берггольц родилась 16 мая 1910 года в Петербурге в семье заводского врача, жившего на рабочей окраине столицы в районе Невской заставы. Окончила филологический факультет Ленинградского университета. Работала журналисткой. Первое поэтическое произведение юной Ольги было напечатано в 1925 году, её успехами в творчестве интересовался Корней Чуковский.
В довоенной судьбе Берггольц было многое, что могло надломить её. Ольге Фёдровне пришлось пережить смерть дочерей, арест отца, развод с мужем – поэтом Борисом Корниловым, – которого расстреляли в феврале 1938 года. По обвинению в связях с врагами народа арестована была и сама Берггольц. В тюрьме она потеряла третью, ещё не рождённую дочь… «Двух детей схоронила я на воле сама, третью дочь погубила до рожденья – тюрьма…» – писала поэтесса. Через полгода после ареста она была отпущена на свободу и полностью реабилитирована.
Известие о начале Великой Отечественной войны застало Ольгу Фёдоровну в родном Ленинграде. С первых дней войны Берггольц задумалась о том, где и чем она может быть полезна. Впервые дни войны она пришла в Ленинградское отделение Союза писателей и её направили в распоряжение литературно-драматической редакции Ленинградского радио. Именно здесь она обрела известность. Её голоса ждали измученные, но непокоренные ленинградцы.
Каждый день строго по графику она приходила в студию, и в эфир летели ожидаемые блокадниками слова: «Внимание! Говорит Ленинград! Слушай нас, родная страна. У микрофона поэтесса Ольга Берггольц».
Именно она успокаивала и вдохновляла, отогревала души и сердца людей. Как сестра и мать, требовала быть сильнее страха смерти: живи, борись, побеждай. Каждый слушатель воспринимал как личное обращение такие строчки: «Что может враг? Разрушить и убить. И только-то. А я могу любить…».
«...Я буду сегодня с тобой говорить, товарищ и друг ленинградец, о свете, который над нами горит, о нашей последней отраде. Товарищ, нам горькие выпали дни, грозят небывалые беды, но мы не забыты с тобой, не одни, – и это уже победа».
Все дни блокады Ольга оставалась в родном городе, работала на Ленинградском радио. Часто не хватало сил, чтобы добраться до дома, и она ночевала в студии. Но силы духа у неё всегда хватало, чтобы поделиться доверительными и мужественными стихами. В эти дни родились такие стихи, как «Разговор с соседкой»; поэмы «Памяти защитников», «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Твой путь»; сборники «Ленинградская тетрадь», «Ленинград». В них – судьба города, раздумья о героизме, верности, любви и обычные люди, побеждающие страдания и смерть. В 1943 году она написала сценарий фильма о бытовых отрядах блокадного города, в итоге переработанный в пьесу «Они жили в Ленинграде», позже поставлена в театре А.Я.Таирова.
Ольга Берггольц в своих стихах тщательно фиксировала подробности блокадного быта: «Да, мы не скроем: в эти дни мы ели землю, клей, ремни; но, съев похлёбку из ремней, вставал к станку упрямый мастер, чтобы точить орудий части, необходимые войне».
Её стихи советовали, утешали, радовали, вселяли надежду в ленинградцев. В одночасье она стала поэтом, олицетворяющим стойкость блокадного города. Один из друзей поэта Бориса Корнилова говорил, что она «своими стихами „заговаривала“ снаряды, отводила беду от Ленинграда». И так случилось, что именно её голос сообщил ленинградцам радостную весть о прорыве блокады.
Ее автобиографическая повесть «Дневные звезды» была экранизирована, в 1968 году вышел на экраны фильм режиссера Игоря Таланкина. Ольга Федоровна была награждена орденами и медалями. В Невском районе сегодняшнего Петербурга есть улица Ольги Берггольц, а гранитные плиты Пискарёвского мемориального кладбища «говорят» с жителями и гостями города словами поэтессы: «Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане – мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею они защищали тебя, Ленинград, колыбель революции. Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням: Никто не забыт и ничто не забыто».
В памяти поколений Ольга Фёдоровна Берггольц осталась мужественной и несгибаемой Музой блокадного города, символом твёрдости и бесстрашия русского духа.
Жду вас в школьной библиотеке!