«Брюллов – мечты своей и думы властелин.
Все образы ему доступны и покорны
Всё дышит, движется под кистью плодотворной» - А.С.Пушкин.
Имя «Карл Брюллов» всем знакомо с детства, как и его знаменитые картины «Последний день Помпеи», «Всадница», «Итальянский полдень» … Мастер оставил нам в наследство гениальные произведения искусства, которые до сих пор восхищают мир.
При жизни современники называли художника «Великим Карлом». Его полотна превозносили Пушкин и Гоголь, Вальтер Скотт и Стендаль. Брюллов – единственный русский живописец, который ещё при жизни был награждён лавровым венком и бриллиантовым перстнем из рук самого императора.
В нашей библиотеке к юбилею художника организована книжная выставка-галерея. На выставке представлены издания, которые знакомят с обстоятельствами жизни Брюллова, его современниками, историей создания произведений. «Когда я не сочиняю и не рисую, я не живу», – говорил о себе живописец.
Брюллов родился в семье потомственных художников, и его редкая одарённость проявилась очень рано. Ещё учась в Академии художеств, Карл становится её звездой, выделяясь среди студентов невероятной работоспособностью и сообразительностью.
Его первая самостоятельная работа – акварельный рисунок «Гений искусства» – стал образцом для учебного копирования в натурном классе. В 1819 году юный художник написал свою первую живописную картину – «Нарцисс, смотрящийся в воду», она принесла ему малую золотую медаль. Брюллов окончил Академию в 1821 году с целой пригоршней медалей – золотых и серебряных, в том числе Большой золотой медалью за картину «Явление Аврааму трёх ангелов у Мамврийского дуба».
В августе 1822 года Карл вместе со старшим братом Александром (впоследствии известным архитектором и художником-акварелистом) на средства Общества поощрения художников отправляется в Италию, чтобы усовершенствовать своё мастерство, изучить художественные коллекции Европы. В Италии молодой художник пишет воспевающие естественную красоту, наполненные светом, воздухом и радостью бытия картины, сюжет которых он берёт из реальной жизни: «Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Семья итальянца», «Гулянье в Альбано».
Брюллов очень разнообразен в своих жанровых пристрастиях. Ему всё доступно: исторические драмы, жанровые сценки, портреты. В первый итальянский период он написал около 120 портретов. Блистательно и виртуозно была написана знаменитая «Всадница» (1832) - портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой. Зрелищная и эффектная картина потрясла римлян, вызвала сенсацию и поставила Брюллова в один ряд с крупнейшими европейскими живописцами.
Достигнув высочайшего живописного класса, Брюллов создаёт главное произведение своей жизни – прославленный «Последний день Помпеи» (1830-1833). Сюжет картины – гибель античного города Помпеи во время извержения вулкана Везувия в первом веке нашей эры. На фоне катастрофы разворачиваются личные истории, полные страха, отчаяния, любви.
Когда Карл Брюллов представил публике это грандиозное полотно (его площадь без малого 30 квадратных метров), в его жизни произошёл раздел на «до» и «после». Это был настоящий триумф русского искусства и личный триумф художника. По свидетельству художника Григория Гагарина, в Италии автора «носили по улицам с музыкой, цветами и факелами», в Москве и Петербурге – славословили поэты.
В июне 1835 года Брюллов вернулся в Россию. Он был принят с особыми почестями и поселился в Северной столице. В 1836 году ему было присвоено звание младшего профессора Академии художеств, где он руководил классом исторической живописи. На тот момент Брюллов был невероятно модным портретистом, которому подвластны все виды портрета – интимного, парадного, портрета-картины.
В петербургский период творчества мастер создаёт более 80 образов – по отзывам современников, более точных, чем отражение в зеркале, среди которых портреты сестёр Шишмаревых, М.А. Бек, княгини Е.П. Салтыковой, писателей Н. Кукольника, В. Жуковского, знаменитый «Автопортрет». В портретах 1840-х годов характеристика человека становится более глубокой и индивидуальной, оттенки чувств и психологических состояний – разнообразными. С особой теплотой Брюллов писал портреты представителей русской интеллигенции, с которыми был хорошо знаком и дружен. Его моделями становились Глинка и Крылов, Сильвестр Щедрин и А.К. Толстой.
Помимо этого, Карл Павлович делал иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина, участвовал в росписях Исаакиевского собора, где ему были доверены самые важные участки росписи купола.
Наша выставка включает репродукции многих картин Брюллова, которые привлекают изяществом рисунка, гармонией композиции и подмеченной ещё Гоголем способностью представлять человека для того, чтобы показать всю красоту его, а страсти и чувства выражать в прекрасном облике.
«Художник - это тот, кто умеет видеть красоту в обычных вещах и передать ее на холст» - Карл Брюллов.
Посетите книжную выставку в школьной библиотеке, и вы узнаете ещё много интересного. Жду вас!